Белорусские школьники просят чай вместо компота и любят котлеты
Сколько раз уже обсуждалась тема питания учеников, сколько вокруг нее споров! О том, что эта еда полезна, говорят директора и завы столовых, директора объединений общепита. Но вот самим школьникам редко дают слово. В этой статье Первый кулинарный портал Oede.by предлагаем вам взглянуть на тему глазами минской школьницы, узнать мнения других детей и еще много интересного.
Как заведено?
В Беларуси с 1 по 4 класс дети получают завтрак, обед и полдник бесплатно. Платное же питание введено в старшей школе, с 5 по 11 класс. Официально оно является добровольным, а по факту оно принудительное. «Откосить» от обеда в столовой получится, лишь тем, кто принесет медицинскую справку о гастрите.
– В каждой школе сумма за завтраки разнится, мы вот платим 80 тысяч в неделю, но бывает больше или меньше, в зависимости от меню, – говорит автор статьи. – По вторникам всем классом выбираем один из трех комплексов на каждый день недели. Если кто-то категорически не хочет есть то, что выбрали все, он может выбрать из оставшихся вариантов. Но, в целом, большинство ребят предпочитают закупаться в буфете разной выпечкой, вафлями и конфетами.
Для Первого кулинарного портала Oede.by Любовь Стоделова целую неделю фотографировала школьные завтраки, записывая комментарии. Чем не экспертиза?
Понедельник
Увы, неделя началась с холодных сосисок. Произошло это потому, что приготовление на всю школу происходит по частям и пока одни сосиски готовятся, предыдущие успевают остыть. Да и дежурные довольно рано пошли накрывать столы на класс. Вместо привычного сока в стакане нам дали маленькую упаковку с соломкой, но не очень понятно, почему. Ради интереса смотрю срок годности нектара: истекает только в начале декабря. Что ж, по крайней мере, нам дали его не потому, что он почти просроченный. Вкус оставляет желать лучшего: много воды и сахара. К каше и выпечке претензий нет.
Вторник
Макароны, котлета, огурчик и компот. По личным предубеждениям (а именно, после того, как увидела приветливо выглядывающего из глубин стакана червяка), компот из сухофруктов предпочитаю не пить. Кстати, вместе со мной это делает большая часть школы, хоть и находятся отдельные любители этого напитка. Стойко игнорируя десятки невыпитых стаканов, в школе продолжают «радовать» этим питьем минимум раз в неделю. Но что-что, а котлеты в нашей школе вкусные и представленный на фото экземпляр лишь укрепил мое мнение.
Среда
Конечно, для истинных ценителей чая, школьная версия кажется смешной. Но для меня именно этот вариант ассоциируется со «вторым домом». Если бы не большое количество сахара на этот раз, я выпила бы стакан с радостью. Кстати, иногда этот чайный напиток пытаются испортить, добавляя в него некую пародию меда, что лишь заставляет учеников отставлять стаканы в сторону. Вкусные тефтели, но в пюре почему-то сильно чувствовался крахмал. За такой обед поставила по десятибалльной системе не больше пятерки… Четверг
Снова чай, но теперь с нормальным количеством сахара. Вообще, нам должны были дать компот, но нашему классу удалось уговорить работников столовой на чай, «ура!». Гречка и мясо были неплохими, а вот огурец явно давно нарезали, есть его было неприятно. Пятница
Сегодняшняя рисовая каша была отличной. А свиная отбивная в кляре огорчила ужасно невкусным тестом, уж очень сильно оно пропиталось маслом. Компот из кураги я не пила, но друзьям моим он вполне понравился. Булочка хоть была и не очень мягкой, но вполне съедобной. Что думают о подобном меню в столовой другие ученики?
Лиза Цветкова, седьмой класс:
– В целом, еда в школе неплохая. Но я часто не ем гречку, слишком она водянистая. А печенка – это вообще гадость, всегда оставляю ее на тарелке. Было бы круто, если бы к завтраку чаще давали фрукты и булочки!
Карина Старостенко, девятый класс:
– Мне хочется, чтобы меню в столовой было разнообразнее. Иногда дают выпечку, но было бы неплохо получить вместо нее глазированный сырок или вафли. Еда мне нравится, особенно, когда блинчики или отбивнушка, но вот котлету, нашпигованную морковкой, не люблю.
Денис Степанов, одиннадцатый класс:
– Я бы хотел, чтобы нам чаще давали манку, такую как мне готовит дома мама. Мне нравятся фрикадельки, но огорчает, когда еда холодная. Еще было бы хорошо, если бы в столовой поставили автомат с кофе.
Глеб Мелешко, одиннадцатый класс:
– В столовой не ем, потому что невкусно. Там все время переваренная гречка, недоваренные сосиски. Может быть, я бы стал кушать, если бы давали блюда разных кухонь мира или появился бы шведский стол.
Ирина Крепчук, одиннадцатый класс:
– В школьной столовой нужны определенные преобразования. Во-первых, очень часто дети не хотят здесь завтракать из-за того, что еда им попросту не нравится. Я считаю, что столовая должна разработать качественное меню, которое удовлетворяло бы предпочтения современных школьников, но в то же время соответствовало бюджету родителей. Во-вторых, порой сам внешний вид пищи отбивает желание попробовать ее. Нередко еда подается в холодном виде, что не очень приятно. И, если учесть все недочеты и провести некоторые реформы в школьной столовой, ученики будут сыты и довольны!
Что же скажут представители официальной стороны?
Поговорим с заведующей производством столовой Еленой Круглик.
– Школа открылась в 1989 году, получается, что я здесь работаю уже 24 года. В самом начале было гораздо больше учеников, доходило даже до классов с буквами «Ж» и «З». Поэтому и работать было тяжелее, готовить приходилось больше. Но вот само меню почти за 25 лет изменилось не очень сильно. Только вот раньше давали детям молоко в стаканах, сейчас такого уже нет. А еще стали чаще давать фрукты.
– А как, вообще, проходит процесс составления меню для школьников, что учитывается?
– В самом начале учебного года «Комбинат школьного питания» нашего района высылает нам примерное двухнедельное меню. Подбирают блюда, используя общепринятые стандарты о количестве калорий, витаминов и других веществ, необходимых ребенку для развития. В таком рационе обязательно должен быть «рыбный», «куриный» и «молочный» дни. Для трех возрастных групп от 6 до 10 лет, от 11 до 13 и от 14 до 17. Комплексы для этих групп немного отличаются. Потом уже в течение года я составляю различные варианты из списка, присланного комбинатом. Могу внести свои изменения. У нас есть три книги, одна – стандартные рецепты для всего общепита, другая – касается только образовательных учреждений и еще одна, блюда для которой утверждаются на районном совете. Из этих книг и берем рецепты.
– Учитываете ли вы пожелания учеников, например, если видите, что многие не пьют компот, будете ли вы реже его готовить?
– Я не могу по своему желанию что-либо исключить из рациона, ведь есть официальное примерное двух недельное меню, им руководствуюсь. Дети почему-то всегда не любили компоты, но они могут выбрать другой комплекс, в котором чай или сок, принести воду с собой или сходить в буфет.
– Сейчас многие недовольны школьным питанием. Как родители могут повлиять на работу столовой?
– Кроме того, что родители могут написать жалобу или благодарность директору, можно прийти в столовую и самим попробовать ту еду, которую получают ученики. Мы даже проводили специальное мероприятие, звали родителей и многие удивлялись: «Ну, так вкусно же, нормальная еда, чего мой жалуется?» Да, есть недочеты, но нередко дети просто вредничают и хотят, чтобы мама с папой давали им деньги на покупку сладостей в буфете, поэтому и жалуются.
Что же, нельзя сказать, что школьная еда в школе безумно вкусная или жутко противная – это обычная пища без изысков, которая оправдывает свою цену. Самым большим ее недостатком считаю то, что еда иногда бывает холодной, а еще случается, подгорает. За компоты, печенку и прочие нелюбимые детьми блюда, обвинить столовую нельзя, потому что есть нормативные документы, согласно которым все это в рационе должно быть.
У вас есть свои примеры, вы хотите ими поделиться? Найдите Первый кулинарный портал Oede.by в соцсетях или свяжитесь с редакцией.
Понравилась статья?
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе кулинарной жизни мира!